Общешкольный урок истории " Моя страна"

01.03.2022

Сценарий урока истории «Моя страна»[1]

 

Возраст: 9-11 класс

Цель урока: основываясь на достоверных фактах и документах, сформировать у учеников среднего звена школы адекватную позицию по вопросу проведения Вооруженными силами России специальной миротворческой операции по защите Донецкой и Луганской народных Республик.

 

I. Введение в тему урока, актуализация знаний

 

Вариант слов учителя: Сегодня главные события в мире происходят рядом с нами, на Украине. Конечно, вы следите за ними, обсуждаете между собой, спрашиваете значимых для себя взрослых: родителям, учителям. И уже не раз задавали себе вопросы о специальной операции, проводимой нашими вооруженными силами. Но чтобы ответить на ваши вопросы, давайте вспомним историю.

 

 

              Вопросы для фронтального обсуждения:

1.      Украина и Россия - две части единого исторического, духовного и культурного пространства. Приведите примеры из истории, литературы, связывающие наши страны.

 

Возможные варианты ответов:

·         Все знают притчу Л.Н. Толстого про старика, который предложил сыновьям разломить веник. По прутикам они легко это сделали, а целый веник никто разломить не смог. Так было и в истории российского и украинского народов.

·         У нас общая победа в Великой Отечественной войне. Никто не разделял по национальностям солдат, которые защищали Украину в 1941 году и освобождали в 1943-1944 гг. Русские и украинцы вместе воевали в партизанских отрядах, вместе восстанавливали республику после изгнания фашистских захватчиков.

·         Славянские и другие племена на пространстве от Ладожского озера, Новгорода, Пскова до Киева и Чернигова были объединены одним языком (сейчас мы называем его древнерусским), хозяйственными связями, властью князей династии Рюриковичей. А после крещения Руси – и одной православной верой.

·         История распорядилась так, что центром воссоединения, продолжившим традицию древнерусской государственности, стала Москва. Московские князья – потомки Александра Невского – сбросили внешнее ярмо, начали собирать исторические русские земли.

·         Во второй половине XVIII века, после войн с Османской империей, в состав России вошли Крым, а также земли Причерноморья, получившие название «Новороссия». Они заселялись выходцами из всех российских губерний.

·         Гигант первых пятилеток Днепровскую гидроэлектростанцию (Днепрогэс) строили всем Советским Союзом.

·         Украинский писатель Тарас Григорьевич Шевченко значительную часть своих произведений написал на русском языке.

·         Писатель Николай Васильевич Гоголь признавался, что сам не знает, какая у него душа – «хохлацкая или русская». «Знаю только то, что никак бы не дал преимущества ни малороссиянину перед русским, ни русскому перед малороссиянином. Обе природы слишком одарены Богом, и, как нарочно, каждая порознь заключает в себе то, чего нет в другой - явный знак, что они должны пополнить одна другую», - отмечал писатель.

 

 

2.      Посмотрите внимательно на слово «добрососедство». Из каких корней оно состоит? (Добр-, сосед-) Объясните значение слова. Вспомните карту мира. Какие страны являются соседями России?

 

Ответ: Россия имеет сухопутные границы со следующими странами: Норвегией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей, Белоруссией, Украиной, Абхазией, Южной Осетией, Грузией, Азербайджаном, Казахстаном, Монголией, Китаем, Северной Кореей. Морские границы Россия имеет с Японией и США.

   

II.  Осуществление учебных действий по освоению нового материала

 

Задание 1

Установка на деятельность:

Самые важные решения руководители государств сообщают гражданам сами. Так, 21 февраля 2022 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин обратился к гражданам России. Прежде чем мы с вами ознакомимся с этим обращением, обратимся к истории.

Вспомните страницы нашей общей истории: крещение Руси (988 г.), деятельность Александра Невского, Переяславская Рада (1654 гг.), Штурм Очакова (6 декабря 1788 г.), Украина в составе СССР (1922-1991 гг.), Беловежское соглашение (1991 г.), Минские соглашения (2014-2015 гг.), Признание ДНР и ЛНР (2022 г.).

 

Задание 2

Установка на деятельность:

Прослушайте часть выступления Президента Российской Федерации. В парах ответьте на вопросы:

1)      Какие аргументы глава нашего государства приводит в доказательство того, что на Украине в последние 30 лет наблюдается эскалация внутригражданского противостояния и возникают предпосылки к гражданской войне?

2)      Как Россия поддерживала Украину после распада СССР?

3)      Почему жители полуострова Крым в 2014 году присоединились к России?

4)      В парах сравните ответы. Какие из приведенных аргументов тронули вас больше всего? Как вы понимаете слова «антироссийский путь» Украины? В чем он может заключаться?

(Учитель может не проводить парную работу, а проверить задание фронтально)

 

Возможные варианты ответов:

·         Украина никогда не имела устойчивой традиции своей подлинной государственности. И начиная с 1991 года пошла по пути механического копирования чужих моделей, оторванных как от истории, так и от украинских реалий. Политические государственные институты постоянно перекраивались в угоду быстро сформировавшихся кланов с их собственными корыстными интересами, не имеющими ничего общего с интересами народа Украины.

 

·         Устойчивой государственности на Украине так и не сложилось, а политические, выборные процедуры служат лишь прикрытием, ширмой для передела власти и собственности между различными олигархическими кланами. Радикалы воспользовались справедливым недовольством людей, оседлали протест и в 2014 году довели Майдан до государственного переворота. При этом они получали прямое содействие со стороны зарубежных государств.

 

·         Радикалы, захватившие власть в 2014 году, организовали преследование, настоящий террор в отношении тех, кто выступал против антиконституционных действий. Украинские города захлестнула волна погромов и насилия, серия громких и безнаказанных убийств. Невозможно без содрогания вспоминать о страшной трагедии 2 мая 2014 года в Одессе, где не менее 50 участников мирной акции протеста были зверски убиты, заживо сожжены в Доме профсоюзов.

 

·         К распаду нашей единой страны привели исторические, стратегические ошибки лидеров большевиков, руководства КПСС, допущенные в разное время в государственном строительстве, экономической и национальной политике. Распад исторической России под названием СССР на их совести. Несмотря на все эти несправедливости, обман и откровенный грабёж России, наш народ, именно народ, признал новые геополитические реалии, возникшие после распада СССР, признал новые независимые государства. И не только признал ‒ Россия сама, находясь тогда в труднейшем положении, помогала партнёрам по СНГ, в том числе украинским коллегам, от которых прямо с момента провозглашения независимости стали поступать многочисленные запросы о материальной поддержке. И наша страна оказывала такую поддержку с уважением к достоинству и суверенитету Украины.

·         Граждане Крыма не признали государственный переворот в феврале 2014 года, так как не захотели жить под управлением антинародной хунты и украинских националистов. 16 марта 2014 года жители провели референдум по вопросу о будущем статусе и государственной принадлежности полуострова. По итогам референдума была провозглашена Республика Крым, на следующий день подписавшая с Россией договор о вхождении в состав Российской Федерации.

·         Россия взяла на себя погашение всего советского долга и полностью по нему рассчиталась в 2017 году. Благодаря льготным ценам на энергоносители, кредитным, экономическим и торговым преференциям, которая Россия предоставляла Украине, общая выгода для украинского бюджета в 1991-2013 гг. составила порядка 250 млрд. долларов.

·         «Антироссийский путь» Украины:

     механическое копирование зарубежного опыта

     усиление антироссийской риторики

     бесконтрольная работа зарубежных НКО

     государственный переворот 2014 года

     русский язык на Украине объявлен вне закона

     русские исключены из списка коренных народов

     учебники переписаны

     Россия объявлена врагом

     русскоязычные телеканалы запрещены

     уничтожаются памятники и другие символы, связывающие Украину с Россией

     в военной стратегии страны Россия объявлена главным противником

     запрет георгиевских ленточек

     сдача суверенитета в пользу США

     репрессии против всех, кто выступал за независимость и нейтралитет Украины

     строительство баз НАТО, создание биолабораторий и накачка страны оружием

     борьба с Украинской православной церковью Московского патриархата

 

Возможные слова учителя: Итак, самые важные решения руководители государств сообщают гражданам сами. В видео, которое мы с вами посмотрели, Владимир Владимирович Путин лично обратился к гражданам России. Однако, новостные ленты обновляются чаще, чем может выходить в прямой эфир первое лицо страны, поэтому важно уметь отличить ложную (фейковую) информацию от достоверной.

 

Задание 3.

Установка на деятельность: Изучите алгоритм «Как распознать фейковые новости?» С помощью алгоритма проанализируйте приведенные «новости». Обсудите свои ответы в парах.

 

Как распознать ложные (фейковые) новости?

Проверьте источник. Проверьте адрес страницы, на которой размещена новость. Если в адресе содержатся орфографические ошибки или используются редкие доменные расширения, значит источник ненадежный.

Оцените автора. Обратите внимание на автора новости и/или мнения. Какая у него репутация, является ли он признанным экспертом в данной области?

Проверьте другие источники. Сообщают ли о данном факте иные источники? Используется ли в статье цитирование с ссылками на авторитетные источники информации? Цитируются ли в статье достоверные источники?

Сохраняйте критическое мышление. Многие ложные новости составлены с целью провокации сильных эмоций или стремительных реакций. Сохраняйте критический настрой, чаще задавайте себе вопрос: для чего написана написана данная статья? Продвигает ли она чьи-то интересы, взгляды или идеи?

Проверьте факты. Достоверные новости, как правило, включают множество проверяемых фактических данных, цитаты экспертов и прочее. Если все это отсутствует, задайтесь вопросом – почему. Материалы с ложной информацией часто содержат неверные ссылки, даты или измененные сроки, поэтому рекомендуется проверять эти данные.

Оцените комментарии. Даже реальная статья или видео может не иметь комментариев. Часто ссылки и комментарии к статье могут автоматически создаваться ботами или пользователями, нанятыми для размещения вводящей в заблуждение информации. Признаком этого является однотипность комментариев, их однобокость.

Оцените собственные убеждения. У всех нас есть убеждения. Способны ли они повлиять на нашу реакцию на статью? Социальные сети могут создавать эхо-камеры, предлагая статьи, соответствующие вашим поисковым запросам, интересам и мнениям. Чем больше информации из разных источников, освещающих события с разных точек зрения, вы получаете, тем больше вероятность того, что вам удастся сделать правильные выводы.

Проверьте подлинность изображений. Изображения в социальных сетях могут быть отредактированы или изменены. Возможные признаки редактирования изображений включают деформацию (прямые линии на заднем фоне выглядят изогнутыми), странные тени, неровные края, нереально идеальный оттенок кожи. Кроме того, изображение может быть реальным, но использоваться в рамках вводящего в заблуждение контекста.

Используйте надежные новостные сайты или информацию государственных информационных агентств и СМИ.

 

Новость 1.

Заголовок. Рассекреченные архивы: Во Второй Мировой войне победили США.

Статья. Из рассекреченных архивов стало известно, что СССР проиграл во второй мировой войне в 1941 году. После переговоров было принято решение ввести на территорию Волгограда войска морской пехоты США, которые переломили ход сражений, и одержали убедительную победу в войне в 1945 году.

Комментарий учителя: данная новость является откровенно провокационной, поскольку противоречит всем историческим фактам.

 

Новость 2 (от 26.02.2022 года).

Заголовок. Гибель героевХочу такой сайт

«На украинском острове Змеиный, защищая его до последнего, все ребята-пограничники геройски погибли. Но не уступили. Всем им будет присвоено звание Героя Украины посмертно. Вечная память тем, кто отдал жизнь за Украину», - заявил Президент Украины Владимир Зеленский.

«Полегли уже несколько сотен наших солдат, наших прекрасных парней на острове Змеином. Когда сказали ребятам, 13 человек там было, это русский корабль, сдавайтесь -все полегли там, все», - сказал журналист Дмитрий Гордон.

Комментарий учителя: Данная новость - один из примеров преднамеренной лжи украинского руководства. Используется название реального острова Змеиный, факт его занятия российскими войсками, но вся новость об упорном сопротивлении и героической гибели украинских солдат и пограничников выдумана от начала до конца. Ее разоблачило Министерство обороны России, показав реальные кадры того, что все украинские военнослужащие живы, добровольно сложили оружие и будут отправлены домой к своим семьям.

 

Возможные слова учителя: Каким условиям должна соответствовать реальная, достоверная информация? На каких сайтах следует проверять информацию о происходящих событиях?

 

Возможные варианты ответов:

Сайты:

Президент РФ http://www.kremlin.ru/  

Правительство РФ http://government.ru/

Официальный сайт Министерства обороны https://mil.ru/

Сайты федеральных телеканалов.

Сайты информационных агентств https://tass.ru/, https://ria.ru/

Сайты государственных СМИ https://www.vedomosti.ru/, https://rg.ru/   

 

Задание 4

Установка на деятельность:

Слышали ли вы аббревиатуру НАТО? Что она означает? Что из себя представляет альянс? НАТО - миролюбивая организация? Вспомните события последних десятилетий с участием войск НАТО: агрессия против Югославии (1999), вторжение в Ирак (2003), военная операция в Ливии (2011).

Изучите текст обращения Президента Российской Федерации 21 февраля 2022 года. Что в нем сказано о НАТО?

Ресурс: http://kremlin.ru/events/president/news/67828

Варианты ответов:

·         Вступление Украины в НАТО – это прямая угроза безопасности России.

·         Нас раз за разом пытаются убедить в том, что НАТО – это миролюбивый и сугубо оборонительный союз. Мол, никаких угроз для России нет. Опять предлагают поверить на слово. Но реальную цену таким словам мы хорошо знаем. В 1990 году, когда обсуждался вопрос об объединении Германии, советскому руководству со стороны США было обещано, что не произойдёт распространения юрисдикции или военного присутствия НАТО ни на один дюйм в восточном направлении. И что объединение Германии не приведёт к распространению военной организации НАТО на восток.

·         Россия все свои обязательства выполнила, в том числе вывела войска из Германии, из государств Центральной и Восточной Европы, и тем самым внесла огромный вклад в преодоление наследия холодной войны. Мы последовательно предлагали разные варианты сотрудничества, в том числе в формате Совета Россия – НАТО и ОБСЕ.

·         Сегодня достаточно одного взгляда на карту, чтобы увидеть, как западные страны «сдержали» обещание не допустить продвижения НАТО на восток. Попросту обманули. Мы получили одну за другой пять волн расширения НАТО. В 1999 году в альянс были приняты Польша, Чехия, Венгрия, в 2004 году – Болгария, Эстония, Латвия, Литва, Румыния, Словакия и Словения, в 2009 году – Албания и Хорватия, в 2017-м – Черногория, в 2020-м – Северная Македония.

·         В документах НАТО наша страна официально объявлена главной угрозой евроатлантической безопасности. И в качестве передового плацдарма для такого удара будет служить Украина. Если бы об этом услышали наши предки, они, наверное, просто бы не поверили. И нам сегодня не хочется в это верить, но это так. Хочу, чтобы это поняли и в России, и на Украине.

 

Задание 5

Установка на деятельность:                

В парах рассмотрите предлагаемые карты.

 

Карта № 1.

Какие субъекты Российской Федерации граничат с Украиной? Где находятся ДНР и ЛНР?

(фронтальная проверка)

 

Карта № 2. Возможный ресурс: https://tass.ru/infographics/9395

Доп. ресурс: https://iz.ru/694762/2018-01-12/rasshirenie-bloka-nato(видео)

Западные страны обещали СССР не расширять НАТО на восток. Посмотрите на карту расширения НАТО за последние 30 лет. Сдержано ли обещание?

(Учитель может обсудить подлетное время ракет НАТО к городам РФ, если бы блок НАТО разместил свои наступательные силы на Украине)

 

Задание 6

Прочитайте отрывки из Хартии европейской безопасности ОБСЕ. Что значит равная и неделимая безопасность? Что значит «неукрепление безопасности за счет других стран»?

 

ХАРТИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Стамбул, ноябрь 1999 года

...

8. Каждое государство-участник имеет равное право на безопасность. Мы вновь подтверждаем присущее каждому государству-участнику право свободно выбирать или менять способы обеспечения своей безопасности, включая союзные договоры, по мере их эволюции. Каждое государство также имеет право на нейтралитет. Каждое государство-участник будет уважать права всех других в этом отношении. Они не будут укреплять свою безопасность за счет безопасности других государств. В рамках ОБСЕ ни одно государство, группа государств или организация не может быть наделена преимущественной ответственностью за поддержание мира и стабильности в регионе ОБСЕ или рассматривать какую-либо часть региона ОБСЕ в качестве сферы своего влияния.

9. Мы будем строить наши отношения в соответствии с концепцией общей и всеобъемлющей безопасности, руководствуясь принципами равноправного партнерства, солидарности и транспарентности. Безопасность каждого государства-участника неразрывно связана с безопасностью всех других. Мы будем рассматривать человеческое, экономическое и военно-политическое измерения безопасности как единое целое.

   

III. Рефлексия, формирование критического мышления

 

Работа с текстом:

Вариант слов учителя:

В 2014 г. после свержения законной власти на Украине на территориях Донецкой и Луганской областей состоялись референдумы о самоопределении. По инициативе России и при содействии ряда европейских стран в 2014-2015 гг. удалось остановить масштабное кровопролитие в Донбассе, заставив киевские власти согласиться на подписание Минских соглашений, предусматривавших комплекс мер для мирного урегулирования конфликта.

Давайте познакомимся с текстом Минских соглашений. Какие обязательства взяла на себя Украина? Выполнялись ли эти обязательства?

Ресурс: http://kremlin.ru/supplement/4804

Вариант ответа:

·         Воюющие стороны обязались прекратить огонь и отвести от линии соприкосновения свои войска. Украинские власти взяли на себя обязательства принять Закон об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей, провести там выборы с учетом позиции представителей ДНР и ЛНР.

·         Но ничего из обещанного не было сделано.

 

Работа с видео:

Вариант слов учителя:

Наверняка вы слышали о том, что последние 8 лет населенные пункты на территории ДНР и ЛНР подвергались обстрелам. Как вы понимаете слово «геноцид»? Почему его можно применить к ситуации в Донбассе?

 

Вариант слов учителя:

Как вы думаете, почему Президент принял такое решение? Было ли это решение его личным? С кем он посоветовался?

Видеоролик 2: нарезка новостей

(фронтальная беседа с классом)

 

Варианты ответа:

·         Перед принятием решения был проведен ряд необходимых процедур.

·         15.02.22 – Государственная Дума обратилась к Президенту с просьбой признать независимость ЛНР и ДНР.

·         21.02.22 – Состоялось заседание Совета безопасности Российской Федерации, на котором его члены единогласно высказались за признание независимости ЛНР и ДНР.

·         Только потом, во исполнение ратифицированных Федеральным Собранием 22 февраля 2022 года договоров о дружбе и взаимопомощи с Донецкой Народной Республикой и Луганской Народной Республикой, глава государства принял решение о проведении специальной миротворческой операции.

Что происходит сейчас? Какие источники информации могут помочь вам разобраться в ситуации, узнать, что на самом деле происходит?

(фронтальная беседа с классом, учитель предлагает перечень официальных ресурсов)

 

Рефлексия:

Установка на деятельность:

Вспомните обращение Президента. Как он характеризует современную Россию? Какие достижения Российской Федерации последнего времени можете назвать вы? Составьте свой список, поделитесь с классом.

(индивидуальная работа, фронтальная беседа)

Варианты ответов:

·         Современная Россия – сильная и постоянно развивающаяся страна

·         За предыдущие годы накоплен солидный запас прочности

·         У нас надежная банковская система

·         Мы избавились от внешнего государственного долга

·         Высокий уровень цен на нефть и газ

·         Мы первыми создали вакцину от коронавируса

·         Развитие производства и импортозамещение

·         Инновационные технические достижения: космодром Восточный, Крымский мост, модули МКС

·         Минимальная безработица, возможность молодежи найти свое будущее

·         Вклад в систему образования

 

Домашнее задание

Сейчас на Украине десятки тысяч молодых людей – ваших сверстников. Они тоже смотрят телевизор и задают вопросы взрослым. Опираясь на материалы, изученные на уроке, и свои знания в области истории, обществознания и литературы напиши заметку в блог, адресованную своим ровесникам, живущим на Украине. В ней опиши свое понимание добрососедства на основе общей истории, культуры и ценностей.



[1] В уроке представлен избыточный материал, который можно дифференцировать в зависимости от возраста, подготовки, мотивации школьников

Просмотров всего: , сегодня:

Рейтинг: . Оценили: .
Урок истории_6-8 класс+.pdf (скачать) (посмотреть)
Урок истории_9-11 класс 2+.docx (скачать)
Урок истории_9-11 класс.pdf (скачать) (посмотреть)

Дата создания: 04.03.2022

Дата обновления: 04.03.2022

Дата публикации: 01.03.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89640206742

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».